Полное наименование образовательного учреждения: "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Охор-Шибирская основная общеобразовательная школа".
Сокращенное наименование: "МБОУ "Охор-Шибирская ООШ"
Полное наименование образовательного учреждения: "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Охор-Шибирская основная общеобразовательная школа".
Сокращенное наименование: "МБОУ "Охор-Шибирская ООШ"
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение "Охор-Шибирская Основная Общеобразовательная Школа"
МБОУ "Охор-Шибирская ООШ"
История школы началась в начале XX века в 1918 году, где на месте дома Сынгелова Лопсона тогда стояло три здания школы, а начальная школа была открыта в 1922 году, когда образовался Баянгольский сомонный совет, который объединял улусы Жемчуг, Бог-Горхон и Охор-Шибирь.
В этом же году была открыта Баянгольская начальная школа по названию местности Баян Сагаан гол. В коридорах и классах слышен гомон учеников, который затихает, когда раздается звонок на урок, но каждый раз возрождается с новой силой как символ детства, мира и счастья.
Первыми учителями начали работать Анна Александровна Бобоева и Николай Николаевич Нурлинский.
В 1924 году в школе была организована первая пионерская ячейка.
Первоначально пионерские организации создавались местными ячейками РКСМ при предприятиях, учреждениях и в деревнях. Пионерские организации в школах, то есть независимо от места жительства, стали создаваться в 1923 г. (под названием «форпостов» и «баз»); они объединяли пионеров разных отрядов и использовались в борьбе за «новую школу».
В 1934 году приехала работать в Тункинскую долину Шаргаева Анастасия Игнатьевна, и была назначена учительницей Путь-Ленинской начальной школы с исполнением обязанностей заведующей школой. Она родилась 14 января 1914 года в селе Бильчир Боханского района Иркутской области.
В 1938 году Путь-Ленинская школа стала семилетней, и Анастасия Игнатьевна продолжала работать учительницей начальных классов этой школы. Затем после объединения Путь-Ленинской семилетней и Ворошиловской начальной школ и образования Жемчугской средней школы работала в этой школе вплоть до ухода на заслуженный отдых.
В 1937-1938 годах из Скотоимпорта привезли четыре дома и построили школу-семилетку. Первым директором Путь-Ленинской семилетней школы был Можаров Филипп Михайлович, преподавал он географию.
Филлип Михайлович окончил педтехникум по специальности учитель начальных классов. Вел предметы история, физкультура, рисование в 5-7 классах. Завучем школы работала Шушкина Клавдия Федоровна, учительница иностранных языков. Учителей было всего 10 человек, а завхозом школы в то время работал Еша Самбялович Сыденов.
Он тогда привез из Иркутска пионерское знамя, горн, барабан, также 2 знамени, на одной из которых было напечатано «КИМ» (Коммунистический Интернационал Молодежи).
В первые годы пионервожатым работал Ивахинов Дондип, впоследствии он работал учителем.
Учителями начальных классов работали Можарова Александра Георгиевна, Золтоева Евгения Инновентьевна; математиком - Марков Иван Иннокентьевич, учителем русского языка и литературы - Самсонова Мария Николаевна, учителем родного языка и литературы - Балданов Жамсаран Дашиевич.
Во время войны и в послевоенные годы в период с 1940 по 1950 годы в школе работали многие учителя. Эти педагоги в войну работали в школе, выполняли свои профессиональные обязанности, а закончив учебный день, шли в поле, на склад и другие участки, где требовались рабочие руки, своим личным примером воспитывая в детях чувства патриотизма, самоотверженности, ответственности, чувство сопричастности к великому делу Победы.
В послевоенное лихолетье учителя участвовали в восстановлении и развитии хозяйство, не отставали ни в чём, работали везде, где трудно, никогда не забывая о главной своей миссии - сеять разумное, доброе, вечное.
В период послевоенного восстановления и развития хозяйства возникает нужда в грамотных специалистах, и снова потянулись в школу люди. Снова сели за парты те, кто в годы войны был лишён возможности учиться, потому что надо было работать, помогать семье, колхозу, фронту.
С января 1941 по июнь 1941 года школа перешла в руки директора школы Бартаева Ивана Дугаровича. Родился он 5 февраля 1912 года в у.Улан-Горхон, окончил Бурятский педагогический техникум в июле 1933 года в г.Кяхта. С июля 1941 по октябрь 1943 служил в рядах Советской Армии.
Иван Дугарович награжден двумя орденами Красной Звезды и многими медалями, гвардии старший лейтенант.
В период с 1941 по 1943 год школой успешно руководил заслуженный учитель Бурятской АССР Ажеев Батухан Яковлевич.
Опытный, компетентный руководитель, под его начало школа была ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого с учетом индивидуальных способностей.
В Охор-Шибири Бутухан Яковлевич с семьей работали до 1949 года. Большое одноэтажное с просторными классами здание школы располагалось на берегу реки Һайрам.
Тогда учительская семья жила на специально огражденной территории школы, где помимо самого учебного здания стояли отдельные дома для учителей. Один из таких домов занимала семья Ажеевых. Администрация села и школы давали учителям не только жилье, но и подсобное хозяйство, например, поле для посадки картофеля. Семья держала корову, летник которой находился на расстоянии пять километров за рекой Харагун.
Батухан Яковлевич отличался строгостью, ученики его побаивались, не любил проявления нерадивости и недисциплинированности. На уроках физики учитель Ажеев демонстрировал много экспериментов, объясняющих, например, природу электричества, вместе с учениками делал приборы по физике. Батухан Яковлевич владел столярным делом, любил работать с деревом, мог сделать из него любой предмет мебели, от стула до шкафа. Как пишет Е. Павлуцкая «Батухан Яковлевич старался работать с удовольствием, не жалея затраченных сил и энергии. Принципиальный, требовательный, справедливый Батухан Яковлевич был человеком разносторонне развитым, от природы талантливым, как в народе говорят, с даром Божьим. Был интеллигентом, высокообразованным по тому времени просвещенцем, но вместе с тем он был человеком от земли самой, простым и великим тружеником, знающим и уважающим крестьянский труд и посему неравнодушным».
В летнее время он работал учетчиком на зернотоке. Поскольку рядом со школой находился пункт пограничной заставы, было дружеское общение с пограничниками. Так, учителя школы ходили с военными охотиться на косулю, ловили сусликов, кожу которых сдавали в магазин в обмен на хлеб. В летние каникулы взрослые и дети ходили в горы по ягоды – за брусникой, земляникой, голубикой, собирали черемуху, черемшу и дикий лук. Ранней осенью ходили на кедровые орехи, которым изобиловал здешний лес. Время было послевоенное, полуголодное, все, от мала до велика, после учебы, занимались повседневным нелегким деревенским трудом – косили сено, ловили рыбу татуром (гарпуном). Но это не значит, что не было игр, дети оставались детьми, очень любили играть в лапту, прятки, в «войнушку» с деревянными ружьями, зимой ходили на лыжах.
За добросовестную работу в обучении и воспитании подрастающего поколения Ажеев Батухан Яковлевич награжден медалью «За трудовое отличие», а Бураева Федосия Федоровна - медалью «За трудовую доблесть», так же ей было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель Бурятской АССР».
Бандя Хоборкович Таханов родился в 1923 году в многодетной семье с. Охор-Шибирь. В декабре 1940 года его призвали в армию, когда он учился в 10 классе Кыренской средней школы. Учился в Канском военно-авиационном училище. После его окончания с июня 1942 года по декабрь этого же года летает штурманом 629-го истребительного авиаполка 102 авиадивизии.
Затем – Сталинградский фронт. Битва за Сталинград по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. В декабре 1942 года был тяжело ранен. С декабря 1942 года по апрель 1943 года находился на излечении в госпиталях Саратова и Сызрани. В Сызрани его комиссовали, как инвалида войны второй группы. Вернулся домой на двух костылях. С улучшением здоровья Бандя Хоборкович Таханов стал работать директором Путь-Ленинской неполной средней школы с августа 1944 года по январь 1946 года.
В 1947-1948 годы директором школы работал Байминов Дамби Шагдурович. Дамби Шагдурович каждый раз благоустраивал школу: огораживал и сажал деревья. Он, как истинный педагог, научил несмышленышей считать, писать, читать. Но самое главное, он научил их быть людьми, которые были преданы своей малой родине.
Он заложил начало: построил школу, научил грамоте. Это было основой основ.
Вместе со своей супругой Байминовой Шойжид Бандеевной воспитал пятерых детей. Это Ким, Клим, Валера, Аза, Зоя. Все они пошли по стопам своего отца.
В последующие годы директорами школы работали Пахутова Мария Еремеевна – 1948-1949 гг. и Соктоев Игнатий Александрович – 1950-1951 гг.
В 1951-1953 годы директором работал Дамшаев Доржо Цыдыпович. Родился 5 декабря 1918 г. в с.Жемчуг Тункинского района. Окончил Бурятский государственный педагогический институт им. Д.Банзарова. Доржо Сыдыпович был очень чутким и доброжелательным руководителем, к нему всегда можно было обратиться с любыми проблемами. Ученики видели в нём не только директора и учителя, но и старшего товарища и просто доброго человека. Под его руководством школы из отстающих выходили в передовые.
В 1953-1957 годы работал директором Охор-Шибирской школы Замбалов Даба Гомбоевич.
В 1955 году здание школы перевезли в село Жемчуг, а в селе Охор-Шибирь стала работать начальная школа, т.е. произошло объединение Путь-Ленинской семилетней (Охор-Шибирской) и Ворошиловской начальной школы. (Жемчугской).
В 1968 году в селе вновь открылась восьмилетняя школа. К бывшему зданию детского сада построили пристрой. Строители и учителя сделали все, чтобы вовремя открыть школу к 1 сентября. Учителя весь август работали: красили, белили, убирали мусор. С 1 сентября ученики начальных классов учились в старом здании (на том месте, где сейчас находятся жилые дома Гомбоевой Марии Аюровны и Гыргенова Лопсон-Нима Дамбиевича). После уборки картофеля, 1 октября старшие классы начали учебу в новом здании.
Обучение в учреждении, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной форме. Формы получения образования и формы обучения определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie